Zabbix control CSN (oroikbel.ru)
Отдел религиозного образования и катехизации
Белгородской и Старооскольской епархии
г. Белгород, ул. Преображенская, 63в

Меню
7 (4722) 32-01-82
Поиск по сайту

Выступление митр. Иоанна

Выступление митр. Иоанна

Российское общество сегодня наполнено различными дискуссиями о путях его развития, но, так или иначе, мы вспоминаем о традиционных ценностях и в том числе их месте в нашей жизни. Сегодня хотелось бы напомнить, что же такое традиционные ценности?
Традиционные (от лат. traditio – передача, предание) – это духовное, социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в обществе в течение длительного времени. Традиции: а) образуют «коллективную память»; б) обеспечивают самотождественность общества и его развитие; в) исполняют охранительную функцию общества. И, наконец, на основании традиций каждое поколение выбирает не только будущее, но и сохраняет прошлое. Ценности – это то, что определяет смысл нашей жизни, отношение человека к миру. И это значимые для человека вещи: жизнь, смерть, любовь, ненависть, счастье и несчастье…
Для христианина традиционные ценности базируются на Заповедях Божиих. А сами Заповеди, или Закон, ап. Павел называет «детоводителем» (от греч. – педагог) ко Христу. В Греции был специальный человек, которому поручалось следить за поведением малолетних детей, водить их в школу и даже наказывать. В христианском понимании цель Закона – дать человеку знание о грехе и предостеречь от его последствий. Традиционные ценности (как и Закон) не только диагностируют грех, но и лечат его. Поэтому, когда общество лишь декларирует приверженность к традиционным ценностям, но сердца людей далеко отстоят от Христа, возникает нравственный кризис (от греч. κρίσις – решение; поворотный пункт) – переворот, перелом состояния, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными. Если к этому кризису современного общества добавить стремительное развитие философских посланий трансгуманизма (Н+), которые несут в себе противоположное христианству понимание жизни, то становится понятным, почему в нашем обществе нарастает безнадёжность и неверие.
Идеология трансгуманизма утверждает, что человек в нынешней форме не предел эволюции, что его можно и нужно улучшать техническими средствами. Человеческое тело – несовершенно, его нужно улучшить, продлить жизнь и выйти за пределы того, что большинство считает человеческим. Научно-технический прогресс может предоставить полный контроль над биохимическими процессами в наших телах (долголетие), посредством фармакологических стимуляций центров удовольствий в мозгу мы можем достичь больший спектр эмоций (радостных переживаний). Трансгуманисты готовы заменить себе все органы, вплоть до мозга, за любые деньги, потому что не верят в бессмертие души. Поэтому смысл их жизни – любой ценой продлить своё биологическое существование. Они хотят опять стать вместо Бога, и все их решения определяет именно эта шкала ценностей. И война с традиционными религиями – это одна из частей программы трансгуманизма в практике жизни.
Жизнь как священный дар Божий
Христианство исходит из того, что жизнь – это драгоценный, священный дар Божий, в котором Бог даёт возможность познать Свою тайну. Ведь человек сотворён как образ и подобие Божие, то есть с бессмертной душой, свободой выбора, со стремлениями к совершенству через творчество, которое есть соработничество Богу.
Конечно, идеально, когда долго пользуешься жизнью на «земле живых» (Пс. 26, 13), а потом умираешь в «старости доброй, престарелым и насыщенным жизнью» (Быт. 25, 8; Иов. 42, 17). Тогда дети продолжают жизнь родителей, и все радуются.
Но жизнь хрупка, жизнь зависит от дыхания, то есть непрочного дуновения. Будучи даром Божиим (Ис. 42, 5) – это дуновение зависит от Бога, Который «умерщвляет и оживляет» (Втор. 32, 39), но Бог берет жизнь под Свое покровительство и запрещает убийство (запрет на убийство Каина) (Быт. 4, 11-15). Бог предлагает человеку «пути жизни» (Притч. 2, 19; Иер. 21, 8). Эти пути – «законы и постановления Бога», исполняя которые человек будет жив (Лев. 18, 5; Втор. 4, 2), тогда число дней человеческих будет полным (Исх. 23, 26). Исполнение Закона – это пути праведности, а «праведность ведёт к жизни» (Притч. 11,9).
Бог – источник жизни, поэтому христиане умирали мученической смертью ради верности Богу. Они любили жизнь земную и дорожили ей, но не всякая жизнь человека – богоугодна. Поэтому, когда ты предаёшь Бога, любой ценой сохраняя свою жизнь, ты на самом деле отвергаешь «пути жизни», данные Богом, то есть традиционные ценности христианства. Человек, отвергающий Законы Божии, отвергает саму жизнь – как дар Божий, а Бога – как источника жизни. Он (человек) уходит в «долину смерти» и испытывает богооставленность. Поэтому, когда мы защищаем традиционные ценности, мы защищает саму жизнь.
Но видоизменяются ли эти ценности со временем? Если внимательно прочитать Библию, Коран, Домострой, то мы найдёт в них ценностный ряд, который абсолютно не воспринимается в современном обществе, например, отношение к женщине как собственности мужчины, оправдание рабства и т.д.
В это же время социумы узаконивают, то есть делают нормой, семейную толерантность: «шведская семья», однополые браки, усыновление детей однополыми семьями и т.д. В древности за это в Европе сожгли бы на костре, а на Руси посадили бы на кол. Налицо явное столкновение консенсума (cōnsēnsum) свободных граждан прошлого и нынешнего века.
Возникает проблема дефиниции понятия «традиционные ценности». И каждый начинает выстраивать свою аксиологию, это разрушает общее понимание «традиционные ценности», ведёт к их уничтожению, использованию в пропагандистских целях.
Для религиозного человека очевидно, что первопричиной (causa prima) «традиционных ценностей» является Божественная воля. Ведь миссией Христа, Его главной целью было: «чтобы никто не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16), поэтому Христос называет Себя: «Я есть путь, истина и Жизнь» (Ин. 14, 6) «и всякий живущий и верующий во Христа не умрёт во веки» (Ин. 11, 26).
митрополит Иоанн, Глава Белгородской митрополии