В условиях все большего обращения россиян к своим духовным корням, роста интереса к опыту православного воспитания в семье и школе, обновления содержания общего образования, возрождения практики православно-ориентированного образования встает острая потребность изучения православной педагогики как теории и практики воспитания и обучения детей, подростков, молодежи на православных ценностях, традициях.
Решение проблемы подготовки педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей требует глубинного осмысления воспитательной деятельности, опоры на традиционные, христианские представления о человеке. В российской педагогике на протяжении многих веков сложились традиции духовно-нравственного воспитания. В настоящее время проблемы духовно-нравственного воспитания представлены в работах В.Г. Александровой, протоиерея Александра (Салтыкова), Е.П. Белозерцева, В.А. Беляевой, З.В. Видяковой, М.Я. Виленского, архимандрита Зиновия (Корзинкина), Е.А. Лиханова, С.Г. Макеевой, В.М. Меньшикова, И.В. Метлика, Н.Д. Никандрова, Б.В. Ничипорова, Т.И. Петраковой, В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова, Т.А. Флоренской, Л.Ф. Шеховцовой, игумена Георгия (Шестуна), А.Д. Червякова, Р.В. Янушкявичюс, О.Л. Янушкявичене и других ученых.
Данный курс «Основы православной педагогики» направлен на решение проблемы создания педагогических условий, обеспечивающих готовность педагогических кадров Белгородской области к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, школьников, студентов СПО.
Цель:
- создать условия для решения вопросов кадрового обеспечения региональной вариативной модели духовно-нравственного воспитания детей;
- освоить воспитателями ДОУ, педагогами общеобразовательных школ, педагогами дополнительного образования, педагогами СПО религиозно-мировоззренческие принципы педагогической деятельности, основанные на духовном опыте Православия;
- создание условий для выработки у педагогов общего системного взгляда на проблемы православного образования во взаимодействии Церкви, семьи и общества.
Для чего ставятся задачи:
- Познание вероучительных, ценностно-онтологических и духовно-практических основ, и содержания православной педагогики;
- Понимание связи догматических основ Православия с методами православной педагогики;
- Обучение методам самообразования по вопросам организации православного воспитания и образования подрастающего поколения.;
- Развитие духовно-нравственного потенциала и социально-личностной компетентности педагогов в области духовно-нравственного воспитания, основанных на знаниях отечественной духовной культуры, православной педагогической традиции.
В отношении к общему содержанию социально-гуманитарного и педагогического образования курс является тематическим расширением, ориентированным на углубленное знакомство педагогов с православной культурой, православной педагогикой как основополагающей частью российской исторической и культурной традиции. Спецификой данной образовательной области является ориентация её содержания на задачи духовно-нравственного воспитания, обеспечивающие не только накопление педагогами рациональных знаний о педагогической традиции, но и приобщение их к имеющим общенациональное значение ценностям отечественной культуры, формирование и развитие социального опыта педагогов, российской мировоззренческой, культурной и гражданской идентичности.
Ожидаемые результаты:
В сфере повышения квалификации в профессиональной педагогической деятельности:
- расширение и углубление социально-гуманитарного образования педагогов в области знаний о традиционной духовной культуре России, выработка слушателями навыков добросовестного отношения к педагогическому труду, ответственности и добропорядочности в трудовых отношениях;
- повышение уровня знаний о методологических, исторических и психолого-педагогических основах духовно-нравственного воспитания в России;
- содействие повышению социальной зрелости и развитию духовно-нравственного потенциала личности специалиста в системе образования;
- формирование профессиональных умений взаимодействия с родителями в разных типах образовательных учреждений по возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания на пути преодоления духовно-нравственного кризиса общества;
В сфере личностного самоопределения слушателей:
- содействие формированию мировоззренческой картины мира, пониманию жизни человека и общества;
- воспитание специалиста в духе гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, соотечественникам и согражданам;
- содействие формированию духовной, нравственной, эстетической, правовой культуры педагогов;
- формирование ориентации на непреходящие духовно-нравственные ценности российской культуры;
- удовлетворение права и социального запроса на получение образования в соответствии с традициями и ценностями национальной духовной культуры.
В результате освоения дисциплины педагоги должны знать:
- историю, основные идеи и положения(методологию) православной педагогики и христианской антропологии;
- цели и задачи православного образования и воспитания;
- ключевые понятия и категории православной педагогики и христианской антропологии;
- механизмы становления целостной личности, этапы духовно-нравственного развития;
- иметь представление о христианской антропологии как онтологическом основании содержания воспитания. Знание основных положений православной антропологии как учение об образе Божием в человеке, о повреждённости человеческого естества первородным грехом, представлении о спасении как о результате совместных усилий Божией благодати и свободного человеческого произволения необходимо для понимания православных основ педагогики;
- приемы и методы духовно-нравственного воспитания: средства, формы и приемы организации воспитательной деятельности.
При усвоении теоретических знаний педагоги должны уметь:
- соотносить православную педагогику с современными педагогическими концепциями и теориями;
- анализировать сущность педагогической деятельности, значение нравственных качеств и профессионализма педагога в учебно - воспитательном процессе, духовный смысл педагогического служения, своеобразие учительной стороны священнослужения в отношении детей;
- анализировать и разрабатывать программы, отдельные мероприятия (акции) и проекты в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;
- уметь анализировать, разрабатывать и внедрять новые современные формы взаимодействия с семьями и другими ведомствами по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, способствующие возрождению отечественной культуры.
Средства реализации учебной программы.
В ходе работы будут использованы следующие материалы: нормативные документы, педагогические идеи святителей и современных ученых, модели перспективного и календарного плана, методические рекомендации к проектированию образовательного процесса, учебно-методические DVD-фильмы и другие.
В качестве форм контроля предполагается выполнение педагогами методических заданий по итогам изучения основных тем курса, создание презентаций, защита индивидуальных социально-педагогических проектов.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
Специалист должен:
-иметь целостное представление об истории православной педагогики;
-понимать вероучительно – догматическую и духовно – практическую обусловленность целей, задач и методов православного образования;
-понимать целостность методов православной педагогики;
-понимать особую форму взаимосвязи обучения и воспитания в православной педагогике;
- владеть методами самообразования по вопросам организации православного воспитания и образования подрастающего поколения.